Новое пособие, подготовленное заслуженным художником Украины Александром Николаевичем Лысенко, является продолжением изданной в 2010 году книги «Движение формы и цвета в среде».
Если предыдущее пособие было сосредоточенно главным образом, на вопросах формирования у учащихся основополагающих представлений о соотношении формы и колорита, то в новом основное внимание уделено проблемам тона в живописи.
Основополагающее представление о роли тона в живописи были заложены выдающимся художником и педагогом Н.П. Крымовым. Он сосредоточил свое внимание на выявлении общей тональности картины, на значении тона для воспроизведения материальности изображаемых предметов и пространства. Однако, уже в то время, когда были сформулированы идеи крымовской теории тона, развернулась дискуссия об отношении тона и цвета в живописи.
Дискуссия эта продолжается до настоящего времени, и она со всей определенностью продемонстрировала, что какого-либо однозначного решения проблемы соотношения цвета и тона, видимо, не существует. Каждый конкретный мастер, в каждом конкретном случае решает ее то одним, то другим образом, стремясь к достижению определенной выразительности своей работы.
А.Н. Лысенко предлагает в своей новой книге собственный вариант решения этой проблемы. Общая его идея состоит в том, что, при изображении трехмерных объемов на двумерной плоскости листа, происходит моделирование насыщенной светоцветопространственной среды.
Хотя это словосочетание и стало привычным в последние два десятка лет, все-таки необходимо остановиться на этом явлении подробнее.
Для того, чтобы сформировать у учащихся навыки средоощущения, необходимо побудить их помыслить изображаемый мотив не как набор неких предметов – не важно, элемент это натюрморта, пейзажа или портрета, - а как некую однородную пронизанную светом цветовую массу, определенные составляющие которой складываются в листе в изображении и предметов, и пространства. А это складывание, в свою очередь, происходит не само по себе, а требует специальных усилий мышления и воли художника, организующего в листе такие разрежения и сгущения тона, которые и характеризуют собою отдельные предметы, их материал и фактуру, их расположение в пространстве, глубину и степень освещенности самого пространства, т.е. дают всю полноту характеристик изображаемого мотива. Тем самым у учащихся вырабатываются новые понимания изобразительной плоскости как модели трехмерной цветопространственной среды. Любое плоское пятно мыслится как изображение трехмерного объема в пространстве, воспринимающего обилие цветовых рефлексов.
Для усвоения этих навыков А.Н. Лысенко разработал и применил в своей педагогической практике серию сравнительно простых упражнений, выполнение которых органично подводит учащихся к исполнению как натурных постановок, таи и композиций по воображению. Соответственно, представляемое пособие состоит из двух взаимосвязанных частей. Одна из них посвящена анализу различных достаточно непростых средовых ситуаций – живопись черного по цвету объема, помещенного в чернух колористическую среду; белого объема в белой среде; белого в черном и черного в белом.
Другая же – синтезу приобретенных навыков живописи при решении натюрморта, пейзажа. Выполнение учащимися этих упражнений обнаруживает фундаментальное затруднение, возникающее при создании упражнения. Оно состоит в том, что восприятие натуры происходит «от общего к частному», а изображение неизбежно строится «от частного к общему». Оно снимается за счет приобретенного в ходе выполнения упражнений опыта постадийной организации работы. А этот опыт, в свою очередь, связан с организацией мышления учеников, которая отрабатывается в ходе занятий. Тем самым А.Н. Лысенко подводит к пониманию непреложной истины, что между натурой и замыслом и собственно изображением стоит специально культивируемое пластическое мышление художника. А его надо «ставить», в том числе и специальными упражнениями. Причем важно понимать, что «постановка» пластического мышления – процесс длительный, и необходимо вырабатывать у учащихся умение ставить и решать пластические задачи.
Одним из аспектов этого процесса является формирование навыка мыслить парами отношений, характеризующих пространственные отношения «даль-близь», «лево-право», «верх-низ»; цвето и средовые отношения («холодная-теплая» колористическая гамма; «нюанс-контраст»); объемные отношения («свет-тень»).
Кроме того, выполнение предлагаемых заданий обнаруживает неустранимую действительность в понимании пространственности изображаемой плоскости. С одной стороны, это – изображение пространства (натюрморта, пейзажа), с другой же – сама плоскость есть условное пространство изображения, а особенно выразительно проявляющая это свойство тогда, когда в нем монтируются различные изображаемые пространства.
В предлагаемой книге этой теме посвящены разделы, связанные с созданием пространственных иллюзий и декоративных композиций наподобие витража.
Таким образом, новая книга А.Н. Лысенко является органическим продолжением предыдущей, она представляет собой следующий шаг в постижении основ изобразительной грамоты и пластического мышления. В то же время, в перспективе, намечается и следующий шаг художественного развития учащихся, связанный с постижением темы конструкции изображаемого мира и соотношением его с композицией изображения – шаг, который еще впереди и который представляется органическим развитием идей практики известного украинского художника и педагога.
Александр ШИЛО
доктор искусствоведения,
профессор
|